Новости

20 September

ДЖАЗ В МЮЗИКЛАХ

Джаз в мюзиклах.

Еще с одним жанром, хотелось бы познакомить вокалиста, это Мю́зикл (англ. Musical) — «музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театра это, пожалуй, наиболее зрелищное и яркое музыкальное представление, в котором сочетаются блестящие вокальные данные исполнителей (обязательно!), сложные хореографические номера, сложные декорации и, конечно, острые интриги» [http://www.melomans.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=6]

«Родиной мюзикла по праву считаются соединённые штаты Америки. Американский путь развития, будь то в политических либо в культурных сферах принято считать особым. Недолго думая, историки всех стран называют его «американский путь». Такое увлечение культурой чёрных, поначалу пусть и шуточное, не могло не иметь последствий. Его самым замечательным последствием явилось зарождение – джаза.

Джаз активно использовались на сцене для постановки бурлескных спектаклей, и спектаклей в духе фарс-водевиль. Эти постановки уже игрались при помощи и актёров и музыкантов. Джаз стал так популярен, что к началу второй мировой войны во всей Америке трудно было отыскать развлекательное шоу, не включающее джазовые элементы. Из примитивной негритянской музыки джаз превратился в музыку, которая рассказывает о философии американского бытия и как следствие этого, изменился и драматический жанр спектаклей. Джаз объединил все ранее разрозненные жанры – так родился мюзикл» [http://www.premera-veka.kherson.ua/stat-i/istoriya/vozniknovenie-muzikla.html]

«В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску.

Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов».[1. 31]

Наибольшую популярность и мировую известность жанру принесли так называемые «бродвейские мюзиклы». «Бродвей - это улица на острове Манхэттен в Театральном квартале Нью-Йорка. На ней и вблизи её располагаются 39 театров, считающихся основой американской культуры» [http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F0%EE%E4%E2%E5%E9_%28%CD%FC%FE-%C9%EE%F0%EA%29]

 После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной.

«Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера»[ http://wap.kinomir.forum24.ru/?1-2-0-00000018-000-0-0]

 

Мюзикл один из серьезных и сложных жанров для вокалиста, так как, чтоб сыграть в мюзикле, певец уже должен обладать достаточно развитым голосом, иметь хореографическую подготовку, ну и, конечно же, певец есть – артист.

Проанализировав многие мюзиклы можно сделать некоторые выводы: Мелодии и песни из мюзиклов были и остаются популярными. Так как они красивые и яркие всегда по содержанию. Они могут служить для вокалиста показательным номером, например для участия в конкурсе или для поступления в ВУЗ. Так как в одном номере вокалист может показать себя во всей красе, а именно показать диапазон, технику голоса, актерское мастерство, умение двигаться и петь одновременно. Это те качества, на которые обращают внимание члены комиссии.

 В качестве таких номеров можно взять песню из мюзикла «CABARE» песня «Кабаре» Боба Фосса — действительно интересный и познавательный, он привлек к себе внимание своим динамичным сюжетом, яркими героями, яркими красками. Лайза Минелли в главной роли, она же и исполнительница песни. Песня очень известная, узнаваемая, яркая, в ней сочетаются и речитативы и скачки в мелодии на нижние и акктавные ноты, особо эмоционально звучит кода, она завершается длиной нотой растянутой на полных четыре такта и захватывает четверть пятого такта.

Самая известная песня «Hello Dolly» стала джазовым стандартом, без которого не обходится почти не один джазовый концерт, (ею обычно его и открывают концерт) «Мюзикл «Hello Dolly», создан на основе пьесы Торнтона Уайлдера "Сваха". Мюзикл "Хелло, Долли!" открылся в театре Сент-Джеймс (St.James) 16 января 1964 года. Спектакль был показан 2 844 раза и некоторое время даже занимал первое место по количеству показов» [http://www.musicals.ru/index.php?item=261]

Песня веселая, с харизмой, нужно обратить внимание на текст песни, так как текст оригинала поют по-разному, это связанно с Эллой Фитцджеральд, так как она любила подставлять в песню имена музыкантов, фразы из детских песен, считалочек и. т.д.

«Король Лев — это мюзикл, основанный на одноименном мультфильме компании Disney с использованием музыки Элтона Джона и словами Тима Райса. он включает в себя актеров в костюмах животных, а так же огромных кукол. Шоу продюсируется компанией Disney Theatrica. Мюзикл был впервые показан 8 июля 1997 года, в Миннеаполисе, штат Миннесота в театре Orpheum, и имел огромный успех еще до премьеры на Бродвее в New Amsterdam Theater 15 октября 1997 года с последующим официальным открытием 13 ноября 1997 года» [http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F0%EE%EB%FC_%CB%E5%E2_%28%EC%FE%E7%E8%EA%EB%29]

 

Великолепную песню «He living you» из мюзикла «Король лев», так же можно взять вокалисту, как яркий номер в свой репертуар. В этой композиции, он услышит яркий африканский хор (поющий на африканском языке), всю политру их перкуссии, ритмы, великолепную музыку, которая так и заставляет двигаться. Композиция так же будет полезна в качестве примера при ознакомлении и разборе концертного спиричуэла.

 

Одна из наиболее известных и часто исполнявшихся артистами джаза мелодий 70 годов, является «Send In The Clowns, композитор Стивен Сондхайм. Им же создан великолепный музыкальный спектакль «А Little Night Music» - (Маленькая ночная мелодия), по мотивам режиссера Ингмара Бергмана «Улыбки летней ночи», а тема из него стала хитом, лучшей песней года 1973г.

При разборе этой темы вокалисту сразу может показаться, что это тема сложная, в ней постоянная смена размера с 12/8 на 9/8, причем 4 такта по 12/8, а 1 такт по 9/8, затем меняется каждый такт на разный размер. «Мелодии Сондхайм критикуют за некоторую усложненность, но его музыка и вокальна и драматична».

Продолжая тему сложных размеров, в ощущении непривычных размеров поможет пьеса под названием «Take Five» (Пять четвертей), ее название так и идет от ее размера 5/4. «В 1951 году музыкант современного джаза Дэйв Бруберг, обратил на себя внимание вследствие гармонической сложности своего стиля. В его пьесах встречались довольно необычные для джаза размеры. Альт саксофонист Пол Дезмонд, является автором знаменитой пьесы. Вскоре на нее был написан текст, и в 1961 г. эту композицию записала Кармен МакРэй на диске «Tonight Only»».

 

 

  1. Барбан. Е. С. Черная музыка и белая свобода. – СПб.: Композитор. - Санкт – Петербург, 2007.
  2. Верменич Ю. World of Hits. (нотное издание, книга четвертая). «Birdland» Современная джазовая классика. Издательство «Синкопа», 2000.