Новости

17 September

ДЖАЗОВЫЙ КВАДРАТ

Давайте разберем, что же такое «Джазовый стандарт» - это произведения джазовой музыки. Пьесы и песни, лучшие популярные композиции, которые превратились в «джазовые стандарты», или «темы» (как их называют музыканты между собой). Они вошли в постоянный джазовый репертуар. Пьесы и песни, включены в главные публикации песенников и коллекций нот популярных джазовых мелодий. Большинство джазовых стандартов изначально являются популярными эстрадными песнями, а другие взяты из Бродвейских мюзиклов и из голливудских кинофильмов. Джазовые стандарты - являются важной частью музыкального репертуара музыкантов. Их любят, знают, и узнают, и по первым аккордам начинают аплодировать.

 

Далее рассмотрим форму и строение джазовой композиции. «Стандарт» имеет свою форму, которая называется джазовый квадрат, он состоит из «куплетов» и «припевов». В английском языке имеется свой термин - chorus. В русском заменяющий "корус" термин "квадрат" возник не позднее 1958 г. в профессиональном сленге джазовых музыкантов. Его структура имеет определенный масштаб (восьмитакт, двенадцатитакт, шестнадцатитакт, так же может состоять из 32 тактов, например «баллады» и.т.д.). Именно 12-тактовый блюз - одна из классических форм джазового стандарта, наряду с 16-тактовым блюзом, 32-тактной формой AABA и т.д.  Обычно все играется примерно так - играется первый квадрат, причем в этом самом первом квадрате в мелодическом отношении никакой импровизации нет, есть четко узнаваемая известная мелодия. Это называется "тема, все, что происходит в последующих квадратах и есть та самая импровизация.

Каждый квадрат импровизации практически представляет собой отдельное произведение, исполненное в едином стиле. Музыканты могут исполнять ритмическую вариацию, мелодическую вариацию темы, просто демонстрировать техническое мастерство, но структурная схема гармонического квадрата остается неизменной, в то время, как его гармония, фактура и ритмика варьируются, происходит  перекличка солистов в рамках одного квадрата. Однако можно быть уверенным, что каждый отдельный квадрат будет как бы законченным произведением по длительности равным теме, и что каждый последующий квадрат будет иным. Последним квадратом опять играется тема без импровизаций, так положено –  это традиция.

 

Но хочу заметить, что часто можно слышать уже в современном джазе, что тема уже, начинается с импровизации, в которой прослушиваются лишь фрагменты  темы, и нет четкой последовательности, что зачем идет, а закончить пьесу можно вообще другой темой.

Это опять же доказывает то, что джаз это свободная музыка, без четких правил.