Новости

7 May

Вокальный джаз и его выдающиеся исполнители.

Вокал в джазе всегда был и есть привлекательным для широких масс слушателей, потому что, певец более понятен, доступен и доходчив, чем инструменталист. С развитием вокала музыканты стали подражать инструментальной импровизации, что привело к возникновению скет - вокала, чему поспособствовали и Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд.
Скет, развивался и  усложнялись  по мелодической линии. Что привело к появлению « bop – skat». Ну, так как  «би - боп» был стилем новым, сложным для восприятия, имел усложненную гармонию и язык для импровизации, быстрые темпы, казалось бы, что вокал в этом стиле просто невозможен. Но Элла Фитцджеральд показала с легкостью, что это возможно. Исполняя на «скет»  свои импровизации в невероятно быстрых темпах, так же как и инструменталист. Так же она внесла в эту музыку, вокальные приемы до этого не использовавшиеся, это  глиссандо, фальцет, шепот, гортанные призвуки, выкрики, октавные скачки и другие эффекты. Поэтому Эллу Фитцджеральд можно считать основоположницей скет вокала в стиле «би боп». На протяжении многих десятилетий нашего века в джазе были (и есть) тысячи вокалистов (певиц и певцов), как и инструменталистов, поэтому упомянуть всех их нереально и невозможно даже в самой полной "Энциклопедии джаза". Назовем хотя бы несколько имен. Великая певица Бесси Смит (1920 - е гг.) «императрица блюза», не менее великая певица Билли Холидэй (1915 – 1959), первый эталон джазового вокала, «Первая леди джаза» Элла Фитцджеральд (1918 – 1996). Неподражаемая Сара Воэн (1924 – 1990), Великолепная белая певица Анита О’ Дэй (1919 – 2006), выступавшая с оркестрами Джина Круппы, а также уникальная "звезда" госпелс евангельских песнопений Махелия Джексон (1911-1972). Среди певцов нужно в первую очередь выделить Бинга Кроусби (1904 – 1977), Френк Синатра (1915 – 1998) по прозвищу «Голос»,  как в джазе, так и в популярной музыке  негритянского пианиста и вокалист Нэта "Кинга" Коул (1917-1965), дочь которого Натали Коул теперь стала также известной певицей. Всему миру знаком и Рэй Чарльз (1932-2004) как исполнитель «ритм-энд-блюза», госпел, кантри, соул-музыки, джаза и популярных песен, пианист, органист и вокалист, летом 1994 г. побывавший на гастролях в Москве. И столь же несравненным вокалистом долгие годы оставался Джо Уильямс (1918-1999), исполнитель современного блюза и джазовых стандартов, в основном с оркестром Каунта Бэйси.
В истории джаза XX века помимо сольных певцов существовали также многочисленные вокальные ансамбли и группы (трио, квартеты, однородные и смешанные), которые вначале не были непосредственно частью джаза.
И здесь полностью можно согласиться со словами Конуса Ю. Г.:«Творчество вокальных джазовых групп, их значение в истории современной популярной музыки, да и культуры вообще, явно недооценены. О многих вокальных групп, какая бы то ни  было, информация вообще отсутствует».[1,  94]. 
Это были обычные группы, исполнявшие современные популярные песни. Но в дальнейшем они стали включать в свой состав профессиональных джазменов, тем самым повысили свой профессиональный уровень. Эти группы постепенно постигли джазовую манеру исполнения джаза и были приняты на равных правах в джазовых кругах. 
Такими составами были женские вокальные группы - трио сестер Босвелл (с 1931 г.),  трио сестер Эндрьюз, трио сестер Мак Гайр, квартет сестер Кларк (выступавший с оркестром Томми Дорси в 40-е годы под названием "Сентименталисты"), квартет сестер Кинг. Среди мужских ансамблей наиболее знаменитыми были братья Миллс (негритянский вокальный квартет с гитарой) в 30-х и 40-х. Вначале 50-х - квартет "Фоур Фрешмэн" и с середины 50-х - квартет "Хай-Лос". Огромный интерес вызвало появление в 1958 г. новой, несомненно, джазовой группы - смешанного вокального трио Лэмберт - Хендрикс - Росс, впервые выпустившего пластинку с использованием наложения записи техническим способом. Необходимо упомянуть уникальную французскую группу "Свингл сингерс" из 8-ми человек (что-то вроде "третьего течения", которые пели темы И. С. Баха в сопровождении баса и ударных). Сейчас существуют вокальные ансамбли, как более популярного направления (хор Рэя Конниффа из 16 человек), так и чисто джазовые - квартеты "Сингерс Анлимитед", "Манхэттен Трансфер" и другие. Их очень много, и в пределах работы обхватить всю историю по каждой группе не возможно. Каждый коллектив имеет свою интересную  историю создания, развития, и каждый участник в них требует  особого внимания.